18 Октября 2018, Четверг
A+ R A-
Полезное

Лечение подобного подобным

Целебные свойства некоторых животных, их органов и тканей были известны еще первобытным людям. Накопленный опыт и занятия передавались из поколения в поколение. Об этом свидетельствует археологические исследования на всех материках, где когда-либо жил человек.

У бурят есть даже специальный термин – «лекарственные» животные. Издавна верили, что среди диких и домашних животных, птиц, насекомых есть такие, что обладают лечебными и магическими свойствами. Их желчь, мускус, панты, кровь, мясо применяли в приготовлении лечебных средств.

Первобытные люди были убеждены в своем изначальном родстве с растениями или животными, у каждого сообщества была своя «тотемная пара». Верили, что человек может принимать на время облик брата (или сестры) из этой пары. Соблюдается строжайший запрет на потреблении в пищу плоти и крови любого члена «тотемной пар». Например, у бурят тотемами считались лебедь, бык и другие. Но это реально существующие животные. А в списке животных ингредиентов из арсенала тибетской медицины можно встретить и мифических животных-первопредков. Это – «дракон» или «кости дракона», «птица гаруда» и т.д.

Нам хотелось бы не только рассказать о лечебных средствах животного происхождения, но и попытаться логически обосновать древний тройственный принцип: «орган лечат органом, ткань - тканью, форму – формой…» )трактат XVII века «Вайдурья-онбо», ч.I ). Народный метод лечения «животным магнетизмом», основанный на этом принципе, издавна практиковался среди бурят и порой давал неплохой терапевтический эффект. По-бурятски он назывался: «эльге табиха» («поставить печень на печень»); «хонеор ореохо» («завертывать в овечью шкуру»); «ямаа-гаар оруулха» («загнать козой»). Возможно, в трактате «Вайдурья-онбо» этот метод не был полностью раскрыт по религиозным соображение автора-буддиста.

Историк медицины Н.С. Щукин еще в 1849 году в статье «Несколько слов в 1849 году в статье «Несколько слов о медицине у бурят» заметил, что у народов, живущий вдоль Байкала, есть две медицины – «ламайская, которая пришла с буддизмом и тибетской литературой», и своя, старинная, унаследованная от отцов. Позднее многие государственные чиновники, миссионеры, просветители оставили свои наблюдения и заметки о народной медицине бурят и ее связях с традиционной системой тибетской медицины. Так, о. Нил. (архиепископ Ярославский) в статье «О врачебном искусстве лам» (1858) обратил внимание на такой прием лечения у бурят, как «илегелку», когда при исцелении больного использовали органы животных, прикладывали их в свежем виде к больному месту или органу. Н.В. Кириллов (конец XIX в.) писал о лечении девушки, у которой болезнь «происходит от червяка, залезшего в печень». Шаман попросил привести полуторогодовалого белого барана с черной головой «когда такое животное было представлено шаману, он сам его зарезал, согласно ритуалу, теплые внутренности (содержавшие печень, кишечник) положил на живот девушки, а затем обернул ее теплой шкурой убитого барана…» После этого «больная действительно уснула  и проснулась поправившейся, с хорошим самочувствием».

«Обкладывание» или «обертывание» в шкуру свежеубитого зверя широко практиковали кочевники Центральной Азии, у монголов оно часто заменяла горячие ванны.  Об этом говорится в тибетских медицинских трактатах: «Шэлгон», «Лхантаб». По свидетельству П.П. Баторова (в работе «материалы по народной медицине Аларских бурят», 1926) горячую болезнь  («халуун убошэш» - тиф) по указанию шамана лечили методом «архалаха»: заболевшего обкладывали теплым мясом и потрохами специально для этого зарезанной скотины. При фурункулах к больному месту прикладывали   тесто или кусок бараньего курдюка. В случае болезни, «волчье вальбище» (крапивница) больного обрабатывали в волчью шкуру и держали в постели до тех пор, пока не исчезала сыпь. При болях от побоев, ушибов прикладывали к больным местам «горячую печенку от тотчас заколотой козы». Целебные «силы внутренностей» использовали и так: из оленьих потрохов делали компресс, который был полезен при глистных заболеваниях, «козьи потрохи» применялись при болезнях брюшной полости в качестве компрессов, из овечьих внутренностей делали при заболеваниях кишечника, при различного рода травмах, заболевания сухожилий и связок, ими также лечили невриты.

В чем же секрет терапевтического эффекта? Да и существует ли такой секрет? На этот счет мало информации. Механизм целебного воздействия не пояснялся. А сведений об успешном использовании и сегодня народных методов органо- и тканететерапии, называемых у бурят «дахаха», «ореха», «илэгээ табиха», собрано мало.

Вот как, например, в Закаменском районе Бурятии лечили тяжелое воспаление легких. Сначала готовили подстилку из подогретого зерна (ячменя) или пареной крапивы, затем больную обертывали в шкуру только что убитого барана, предварительного положив легкие животного на грудную клетку больной. Вся процедура длилась 20-40 минут, при этом больная испытывала «дикую жару», обильно потела, чувствовала слабость и сонливость. После процедуры ее тело одевали.

Насколько правомерен опыт такой терапии? На чем он основан? К объяснению механизма лечебного эффекта мы попытались подойти с точки зрения концепции академика АМН СССР В.Н. Казначеева и Л.П. Михайловой. Речь идет об открытом ими в начале 80-х годов зеркальном цитопатическом эффекте. Сущность этого явления заключается в «информационной электро-магнитной клеточной связи», выражающейся в повторении признаков патологического процесса, индуцированных в одной из клеточных культур, при воздействии на одну из них различными факторами(биологическими, физическими, химическими). При этом замечена избирательность и специализация межклеточных взаимодействий.

Предполагается, что передача биологической информации в системе «клетка-клетка» - не первичный химический механизм этой связи, а следствие более сложных «полевых» процессов. Функционирующая клетка – источник и носитель сложного электромагнитного поля, структура которого, порождаемая биохимическими процессами, управляет всей деятельностью клетки. Более того в опытах было установлено, что этот тип межклеточных взаимодействий имел жизненно важный смысл, он формировался в процессе эволюционного развития. Предполагается, что взаимодействие происходит благодаря электромагнитному излучению соответствующего диапазона с малой интенсивностью. Клетки ткани получают кванты электромагнитного поля, и каждый цикл прекращений в поражённых клетках сопровождается электромагнитным излучение определённой частоты как необходимым проявлением жизнедеятельности. Электромагнитные поля действуют на здоровые клетки, а последние воспринимают как собственную информационную систему.

Надо полагать, что в народных методах лечения «дахаха» и «ореха» мы имеем дело с биологическим феноменом межклеточных взаимодействий, но только с поправкой в отношений «зеркальности» эффекта? Здоровый орган убитого животного погибает, а больной орган человека вылечивается.

Это явление нуждается в новых биологических и биофизических экспериментальных подтверждениях. Не исключено здесь и психотерапевтическое воздействие. По всей вероятности, имеет значении возникающая разность химических потенциалов между тканями. На больной организм влияют и глубокое прогревание организма, и воздействие различных биологически активных веществ. В конечном итоге эффект лечения подобного подобным проявляется в мощном стимулирующем воздействии на больной организм.

В. Назаров-Рыгдылон, Б. Бадарев, П. Чимитдоржиев.

Наука и Религия. Ежемесячный научно-популярный журнал, 11 ноября, 1991.  С.54-56

Понедельник, 16 Марта 2015 04:26
Подробнее ... 0

Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale)

Многолетнее травянистое растение со стержневым, обычно неветвистым корнем до 50 см. длины. На открытых солнечных местах листья распластаны по поверхности почвы, а в густой траве или в тени торчат почти вертикально. Цветки ярко-желтые. Плоды – семянки до 3 мм. длины, светло-бурые, продолговатые, вверху суженные в носик, несущий на длинной ножке хохолок из неветвистых волосков, который играет роль парашюта. Однако летучие плоды одуванчика легко разлетаются только в хорошую погоду, а если влажность воздуха большая, волоски хохолка складываются и семянки скрываются под покровом обертки. Хорошо развитые особи одуванчика дают до 6-7 тысяч плодов, да к тому же он хорошо размножается вегетативным путем – из каждого кусочка корня может возникнуть новое растение. Цветет с весны до поздней осени.

Распространен по всей России, за исключением Арктики и высокогорных районов. В Бурятии произрастает по лугам, сосновым лесам, в садах, огородах, около жилья, по железнодорожным насыпям, вдоль дорог. Способность одуванчика переносить вытаптывание объясняется упругостью листьев и стеблей, поэтому он может селиться в местах активного движения.

Заготавливают корни в августе – сентябре, отделяя от остатков надземных частей, тщательно очищают от земли, промывают, провяливают на открытом воздухе несколько дней, затем сушат в хорошо проветриваемых помещениях, разложив тонким слоем.

В корнях содержатся: гликозид – тараксацин, тараксол, смолы, стерины, жирное масло. В медицинское практике корни одуванчика в виде отвара, экстракта, пилюль применяют для возбуждения аппетита, при атонии кишечника, как желчегонное средство, входят в состав желудочного и мочегонного чаев.

Одуванчик широко используется в быту: из молодых листьев делают вкусный салат, корневища в некоторых странах используются для производства суррогата кофейной смеси, цветки дают хороший корм пчелам.

Пятница, 29 Июня 2012 11:05
Подробнее ... 0

Пион Марьин корень (Paeonia anomala)

Многолетнее травянистое растение с коротким, многоглавым корневищем и толстым корнем. Стебли высотой до 100 см., бороздчатые, голые. Листья очередные, крупные, черешковые, длиной 10-30 см., цельнокрайние, глубоконадрезанные. Цветки крупные, до 15см. в диаметре, пурпурно-розовые с пятилистной чашечкой, венчиком из 5 и более лепестков, многочисленными тычинками и 2-8 пестиками. Плод состоит из 3-5 многосемянных листовок. Семена крупные, около 7 мм. Длины, черные, округлые. Цветет в мае-июне.

Растет в осветленных лесах, на опушках, лесных полянах, лугах. Распространен в лесной зоне европейской части России, на Урале, в Восточном Казахстане, Западной Сибири, в Восточной Сибири до Байкала. В Бурятии встречается в Закаменском, Тункинском, Окинском районах.

В качестве сырья используют корневища с корнями, траву. Запасы сырья очень ограничены, и заготовки невозможны даже с небольших количествах.

В корневищах с корнями содержатся: эфирное масло (до 1,6%), главной составной частью которого являются цинеол, метилсалицилат, кроме этого в них накапливаются салициловая, бензойная кислоты, гликозид салицин, крахмал, сахар, смолы.

Препараты из корневищ с корнями обладают успокаивающим, противосудорожным действием. Применяется в медицинской практике настойка из корней, корневищ, травы при неврастеническом состоянии, бессоннице, вегетососудистых нарушениях.

Литература:

Богданова К.М., Бичиханов М.П. Лекарственные растения Бурятии и их охрана. – Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1990. – С.33 – 34.

Понедельник, 04 Июня 2012 13:17